г. Тверь, ул. Андрея Дементьева, д.18/20.
Дом поэзии Андрея Дементьева

Литературный авангард

Литературный авангард

200 лет со дня рождения русского поэта Аполлона Майкова

4 июня исполняется 200 ле тсо дня рождения русского поэта Аполлона Майкова.

Апполон Майков родился в 1821 году в образованной и талантливой семье. Отец его был художником-живописцем, братья Валериан и Леонид – писателями. В доме отца часто бывали писатели, артисты, велись литературные беседы, спорили по вопросам искусства. Между прочим частым посетителем был И. А. Гончаров, дававший уроки старшим детям.

Аполлон Майков


А. Н. Майков окончил Петербургский университет по словесному факультету, много занимался живописью, к которой чувствовал призвание, но слабость зрения заставила его отказаться от работы в этой области.

Стихи он начал писать, будучи еще в университете, первые опыты, как и Тургенев, отнес к профессору Плетневу, редактору журнала «Современник». Плетнев одобрил опыты Майкова. В 1840 г. в Одесском альманахе было напечатано стихотворение его «Сон», подписанное буквой М. Белинский приветствовал это стихотворение и угадал в авторе крупного поэта.

В 1844 году Майков издал первый сборник стихотворений, выдвинувший автора, как поэта. Крупным событием в его жизни была поездка в Италию, где Майков, как художник и любитель прекрасного в искусстве и природе, нашел богатый материал для изучения и наблюдения. Поэт посещал музеи и художественные галереи Италии и наслаждался природой. Пребывание в Италии имело большое влияние на его творческое развитие. После этого в Париже он слушал лекции профессоров по различным областям знания.

Вернувшись в Россию, Майков был библиотекарем Румянцевского музея, а после смерти Тютчева исполнял обязанности председателя комитета иностранной цензуры. Трехтомное собрание своих сочинений А. Н. Майков проредактировал лично.

Скончался он в 1897 году.

84 года Юнне Мориц

2 июня  84 года отмечает Юнна Мориц -автор известных стихов «Когда мы были молодые» и «Большой секрет для маленькой компании».

Поэтесса родилась 2 июня 1937 в Киеве, в еврейской семье. В тот же год был арестован ее отец, после перенесенных пыток он начал быстро терять зрение. Как позже говорила Юнна Мориц, слепота отца оказала сильное влияние на развитие ее внутреннего зрения.

В 1954 году Юнна поступает на филологический факультет Киевского университета и вскоре ее стихи начинают печатать. После окончания Литературного института имени Горького поэтесса выпускает первую книгу стихов «Мыс Желания», рассказывающую о плавании на ледоколе «Седов» по Арктике. Также в журнале «Юность» выходят в свет ряд детских стихотворений, очень полюбившихся читателям.

В 1960х годах книги поэтессы не издавались, попав в «чёрные списки советской цензуры». На это Юнна отвечала творчеством — «И в черных списках было мне светло...». Вторая книга «Лоза» вышла в Москве только в 1970 году. В 1970х – 1980х годах были изданы книги лирики: «Суровой нитью», «При свете жизни», «Третий глаз», «Избранное», «Синий огонь», «На этом береге высоком», «В логове голоса».

Не издавались ее стихи и в период 1990-2000 годов. Но это не останавливало творческих порывов поэтессы, и она продолжала писать.

Наиболее известные книги Мориц последнего десятилетия — «Лицо», «Таким образом», «По закону — привет почтальону!» и другие.

Особой популярностью пользуются у читателей ее книги стихотворений для детей - «Большой секрет для маленькой компании» и «Букет котов».

Долгие годы поэтессу не выпускали за границу, несмотря на многочисленные приглашения от международных фестивалей поэзии, форумов, университетов. Стихи Мориц переведены практически на все языки Европы, а также на японский, турецкий и китайский. Их переводили Лидия Пастернак, Стенли Кьюниц, Уильям Джей Смит с Верой Данем. На стихи поэтессы написано много песен.

В марте 2016 года в газете «Вечерняя Москва» вышло не публиковавшееся ранее новое стихотворение Юнны Мориц - «Соловьиные метели».

Соловьиные метели

К нам еще не прилетели
Соловьиные метели,
Дух весенний в снежном теле,
Нежная пыльца, —
В марте радость мне такая
С неба свалится, сверкая,
Соловьиные метели —
Так назвать их захотели
Там, где дух Творца.
Белым заревом
объято
Будет все, что здесь
распято
В каждом смысле —
в переносном
и прямом,
Будет свято Чувство Бога,
Где подснежника дорога —
Тонкий стебель, очень
творческий прием!
Соловьиные метели —
Так назвать их захотели,
Где на радостях свистели
соловьем!
Тонкий стебель прорастая
Сквозь пласты, где тьма густая,
Лепестками, как руками,
говорит, —
Переводчика не надо,
Понимаю с полувзгляда,
Я сама — такой же местный
колорит!..
Соловьиные метели —
Дух весенний в снежном теле,
Стебель жив, за все Творца
благодарит!

Предлагаем вам посмотреть документальный фильм о Юнне Мориц.

101 год поэту Давиду Самойлову

1 июня 2021 года исполняется 101 год со дня рождения советского поэта, переводчика Давида Самуиловича Самойлова.

Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман) родился 1 июня 1920 года в Москве в семье врача Самуила Абрамовича Кауфмана. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце.

101 год поэту Давиду Самойлову, изображение №1
 

В 1938 году Давид Самойлов окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) — объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ.

Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому появилась в журнале "Октябрь" в 1941 году. Стихотворение "Охота на мамонта" было опубликовано за подписью Давид Кауфман.

В 1941 году Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте поэт заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 году был направлен на Волховский фронт под Тихвин.

В 1943 году Самойлов был ранен, после госпиталя вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями.

101 год поэту Давиду Самойлову, изображение №2
 

Во время войны поэт почти не писал. После войны Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио.

Его первыми публикациями были переводы с албанского, польского, чешского, венгерского. Как переводчик он был принят в Союз писателей.

Первое послевоенное произведение "Стихи о новом городе" было опубликовано в 1948 году в журнале "Знамя". Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в 1955 году.

В 1958 году он издал свою первую поэтическую книгу — поэму "Ближние страны".

Военная тема стала основной в творчестве Давида Самойлова. В период с 1960 года по 1975 год были написаны самые лучшие его вещи о Великой Отечественной войне: "Сороковые", "Старик Державин", "Перебирая наши даты", "Слава богу! Слава богу…" и др. После выхода поэтического сборника "Дни" (1970) имя Самойлова стало известно широкому кругу читателей. В сборнике "Равноденствие" (1972) поэт объединил лучшие стихи из своих прежних книг.

С 1967 года Давид Самойлов жил в деревне Опалиха недалеко от Москвы. Поэт не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий был так же широк, как круг общения. Самойлов дружил со многими своими выдающимися современниками — Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом и др. Несмотря на болезнь глаз, Самойлов занимался в историческом архиве, работая над пьесой о 1917 годе; издал стиховедческую "Книгу о русской рифме".

В 1974 году вышла книга поэта "Волна и камень", которую критики назвали "самой пушкинской" книгой Самойлова — не только по числу упоминаний о Пушкине, но, главное, по поэтическому мироощущению.

В разные годы у Давида Самойлова выходили книги стихов "Весть" (1978), "Избранное" (1980), "Залив" (1981), "Голоса за холмами" (1985), "Горсть" (1989), а также книги для детей "Светофор" (1962) и "Слоненок пошел учиться. Пьесы в стихах" (1982).

Писатель много занимался переводами, участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в "Современнике", в Театре имени Ермоловой, писал песни для театра и кино.

В 1976 году Давид Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Новые впечатления отразились в стихах, составивших сборники "Весть" (1978), "Улица Тооминга", "Залив", "Линии руки" (все — 1981).

С 1962 года Самойлов вел дневник, многие записи из которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти отдельной книгой "Памятные записки" (1995).

В 2002 году вышел двухтомник Давида Самойлова "Поденные записи", который впервые соединил в одно издание все дневниковое наследие поэта.

Блистательный юмор Самойлова породил многочисленные пародии, эпиграммы, шутливый эпистолярный роман и т.п. произведения, собранные автором и его друзьями в сборник "В кругу себя", который был издан в 1993 году, после смерти поэта, в Вильнюсе и выдержал несколько переизданий.

Писатель был удостоен Государственной премии СССР (1988). Его стихи переведены на многие европейские языки.

Давид Самойлов скончался 23 февраля 1990 года в Таллине, на юбилейном вечере Бориса Пастернака, едва завершив свою речь.

Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

В июне 2006 года в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил более 40 лет, — на пересечении улицы Образцова и площади Борьбы.

101 год поэту Давиду Самойлову, изображение №3

 

День Памяти Андрея Вознесенского

1 июня - День Памяти Андрея Вознесенского ( 12 мая 1933 — 1 июня 2010 ) - советского и российского поэта и прозаика, общественного деятеля.

 

Андрей Андреевич Вознесенский, один из известных поэтов-шестидесятников, родился 12 мая 1933 года в Москве, в семье гидроинженера. С детства писал стихи. В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым оказала сильное влияние на его судьбу. В 1957 году Андрей Вознесенский окончил Архитектурный институт. В 1958 году его стихотворения начинают печатать в периодике, а в 1959 написана поэма «Мастер». В 1960 печатаются первые сборники произведений Вознесенского – «Парабола» и «Мозаика». В 1961 году он посещает Соединённые Штаты и пишет цикл «Треугольная груша». Сборник стихов «Антимиры» стал базой для популярного спектакля Театра на Таганке. Именно в этом спектакле на сцену впервые вышел Владимир Высоцкий со своей гитарой. Кроме того, по произведениям Вознесенского были поставлены спектакль «Берегите ваши лица» и знаменитейшая рок-опера «Юнона и Авось» в театре Ленинского комсомола. В 1978 году поэт являлся участником альманаха «Метрополь», в этом же году он становится лауреатом Государственной премии Советского Союза за стихотворный сборник «Витражных дел мастер», написанный им в 1976 году. Вообще перу Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников стихов и прозы. На его стихи написаны многие популярные эстрадные песни, среди которых: «Миллион алых роз» и «Песня на "бис"» (музыка Р.Паулса), «Плачет девочка в автомате» (музыка Е.Осина) и другие, а также много романсов на музыку М.Таривердиева. К тому же Вознесенский является автором эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Андрей Вознесенский был награжден многими государственными наградами, признан почетным членом 10 академий мира, среди которых Американская академия литературы и искусства, Парижская академия братьев Гонкур, с 1993 года являлся членом Российской академии образования и активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. Также он являлся вице-президентом Русского Пен-Центра, именно его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. В последние годы Андрей Вознесенский жил в Москве в Переделкино. Он скончался 1 июня 2010 года в Москве после продолжительной болезни, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

 

 

 

 

Мы открываем новую рубрику "Литературный авангард", в которой будем знакомить вас

с творчеством друзей Дома поэзии Андрея Дементьева.

Сегодня у нас в гостях заслуженная артистка Российской Федерации,

поэт - Виктория Владимировна Лепко.

Виктория Владимировна Лепко родилась 20 июля 1941 года в Москве.

Советская и российская актриса театра и кино, театральный деятель.

Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики (1976).

Заслуженная артистка Российской Федерации (1996).

Кумир 1970-х годов, участница знаменитого сериала «Кабачок «13 стульев».

В 1962 году окончила театральное училище им. Б.В. Щукина.

В течение многих лет была актрисой Малого театра. В 1989 году создала свой театр "Вернисаж"

при Центральном Доме актера имени А.А. Яблочкиной.

Сыграла больше 70 ролей на сценах Малого театра и театра «Вернисаж».

Автор трех поэтических сборников: «Вчерашние цветы», «В пространстве сна», «Зачем?».     

 

Виктория Лепко                                                                                 

Памяти павших

Мне ближе скорбное молчание,

Чем гром Победного парада.

Я помню ужас и отчаянье,

И вой военной канонады!

Как тишиной мы дорожили,

Как ждали каждого затишья!

Мы молча близких хоронили,

В слезах читали с фронта письма...

Каким кровавым испытанием

Была для Родины война!

И то надеждой, то страданием

Вся наша жизнь была полна.

Да, мы Страну отвоевали,

Но какой страшною ценой!

И этот Праздник, День печали,

День Памяти ещё живой!

Давайте встанем на колени

И молча головы склоним...

За Жизнь, за каждое мгновенье

Всех павших поблагодарим.

 

Зрелище

Мне довелось пройти пути

Среди лукавых игр и масок.

И в отражении найти

Лицо, не знающее красок.

Оно зияло пустотой

В зеркальном преломленье света.

И образ каждый раз иной

Являло зеркало портрета.   

И вечер замыкался в круг,

И сцена занавес вздымала,

И упоительный испуг

Дышал из темноты провала!

Игра, как омут забытья,

Влекла, и сил нет отказаться.

И жизнь чужая, как своя,

Должна на сцене состояться.

И каждый день, как первый раз,

Прыжок из глубины портала,

И на распятье сотен глаз,

Глядящих на тебя из зала!

И если сможешь ты отдать

Им жизнь и душу на потребу,

К тебе снисходит Благодать…

А зрителю не нужно хлеба!

 

Родная речь

Откуда вы приходите, слова?

Где ваша Родина? Где родились, где жили?

Вы в Мир пришли задолго до меня,

Но вы с рождения со мной дружили.

Я собирать любила с детства вас,

Как складывают кубики все дети.

И вы сложились в рифмы как-то раз

И стали мне дороже всех на свете!

Прямая речь, словесная игра!

Разливы фраз, пороги разных знаков!

И смысл речей разлившихся вчера,

С теченьем Времени уже не одинаков.

Потоки слов слились в живую речь,

Они ключами бьют из подсознанья.

Я свой язык стараюсь уберечь,

Как реки берегут от высыханья!

 

***

Стихи рождаются из праха

Горящих и сожжённых чувств.

Для них Любовь и жизнь, и плаха,

И возрождение из уст.

Здесь нет закона, нет устава

Всегда своё аутодафе!

Горят любовью непрестанно

Слова, звучащие в строфе.

Как искры, от костра взлетая,

Поэзия рождает вновь

И разжигает, и сжигает

В словах живущую Любовь!